Проблематика тревожности в современной психологии

Ясно, что, не придав каждому термину четкого и специфичного содержания если это возможно , разобраться в том, как человек может испытывать страх и даже ужас перед страхом, невозможно. Некоторые авторы пытаются вложить в различные словесные обозначения страха конкретное содержание, выделить таким образом различные его виды. Однако при этом им следовало бы учитывать предостережение У. Он отмечает, что подавляющее большинство психологических исследований эмоций носит чисто описательный характер. Отсюда и некоторая произвольность в описании тех или иных синонимичных понятий, необоснованность их дифференцирования. Одним из первых в году предпринял попытку дифференцировать разные виды страха психолог и психиатр Н. Он писал, что при восприятии реальной опасности у человека появляется страх, при восприятии таинственного, фантастического - жуть, а при восприятии комбинации того и другого - боязнь. Ужас испытывается при наличии всяких моментов опасности одновременно.

Глава 6. Характеристика различных эмоций

Тревога как психологическое понятие. Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Так, Фрейд наряду с конкретным страхом выделял неопределенный, безотчетный страх , О. Кондаш - о страхе перед испытанием. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего.

-Кондаш О. Волнение: страх перед испытанием. К: Радянська школа на украинском яз- 50 -Арлычев А.Н Саморегуляция.

Без нее невозможно правильно и четко организовать учебный процесс, обеспечить его эффективность. Все это и вызывает эмоциональную напряженность. Первое комплексное исследование влияния экзамена на психику студентов было проведено в конце х годов тогда еще молодыми учеными, а в последствии корифеями в области психологии, физиологии, педагогики, А.

Выводы исследователей были однозначны: В выводах по результатам исследования самого О. Кондаша отмечается, что у четвертой части студентов из-за волнения перед экзаменами значительно ухудшается психическое состояние. Анализ эмоциональных переживаний студентов в экзаменационной ситуации, проведенный А. На основе проведенного полифункционального исследования Е. Ильиным и сотрудниками был сделан вывод о том, что волнение студентов перед зачетами и экзаменами вызывает не только эмоциональное напряжение, но и способствует активизации волевой сферы, мобилизации к умственной деятельности.

Поэтому, по мнению авторов, нет необходимости подходить к оценке нервно-эмоционального напряжения во время сессии только с негативных позиций [3]. В то же время, эмоциональная обстановка на экзамене во многом определяется личностными и профессиональными качествами преподавателя. С этих позиций тестовый контроль, который отличается объективностью и стандартизованностью, имеет преимущества перед другими методами проверки.

Анна Прихожан - Психология тревожности: Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Аффект тревоги в клинике психических заболеваний: Детство идеальное и настоящее.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 4. Кондаш О. Волнение: страх перед испытанием. – Киев, 5. Черникова О.А. Эмоции в спорте.

Эмоции ожидания и прогноза Волнение В-психологии эмоций волнение не рассматривается как самостоятельная категория. Оно является скорее бытовым понятием, отражающим состояние беспокойства, ситуативной тревожности, страха. О нем писал еще Б. Выделял его и К. Ушинский, относя его к первой ступени душевного страха. Мы еще не знаем, как придется новое явление к нашим жизненным стремлениям, а отсюда возникает то сердечное беспокойство, которое соответствует умственному беспокойству или сомнению Из сказанного выше ясно, что речь идет о волнении, проявляемом человеком перед значимой для него деятельностью или встречей, а также об эмоциональном настрое на это.

Волнение в таком недифференцированном по знаку переживаний виде понимается как повышенный уровень эмоционального возбуждения. Эмоциональное возбуждение, связанное с настроем человека на предстоящее событие, изучено психологами в спорте на примере предстартовых и стартовых состояний спортсменов. Однако очевидно, что эти состояния имеют место не только при спортивной деятельности, но и у артистов перед выступлениями, у учащихся перед экзаменами и т.

Пуни разделил предстартовые состояния по уровню активации эмоционального возбуждения на три вида: Предстартовая лихорадка, впервые описанная О.

Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка

При этом завышение оценок чаще наблюдалось до экзамена, а занижение - после экзамена. Интересно и то, что при делении студентов на уверенных и неуверенных в успешности сдачи экзамена более высокие оценки своего эмоционального возбуждения были у последних, в то время как сдвиги баланса в сторону возбуждения и ЧСС были выше у первых. До экзамена студентки оценили уровень своего эмоционального возбуждения гораздо выше, чем студенты.

Выше у них была и неуверенность в успешной сдаче экзаменов. В то же время по ЧСС различий между теми и другими не было.

Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. - Л.: Прибой, С. Кондаш О.Волнение: страх перед испытанием. - Киев,

Актуальность работы по данным психологических исследований, в последнее десятилетие количество тревожности и страхов у детей увеличилось почти в пять раз, что связано с ситуациями неуспеха, а также с накоплением негативного опыта. Особенно это актуально среди детей воспитывающихся в детских домах, так как лишение детей материнской заботы, являющееся травмирующим фактором, с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказывается на их психическом здоровье.

Этот травмирующий комплекс отлучение от семьи порождает страх и сохраняется у ребенка на всю жизнь, так как оказывается подорванным базовое доверие к миру. Брошенные дети, как правило, проявляют настороженность, недоверие к взрослому, тревожны. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. В жизни социальных сирот детский дом становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Эмоции и чувства

Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Так, Фрейд наряду с конкретным страхом выделял неопределенный, безотчетный страх , О. Кондаш - о страхе перед испытанием. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение.

В связи с этим тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.

Шкала ситуационной тревожности (Методика Кондаша) Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Испытываешь ли ты страх перед предстоящими контрольными Воспитательная работа • Вступительные испытания • Экзамены по.

Поиск Лекций Игра третья: Слисок литературы Ермолаева-Томина Л. Удовлетворенность учителей физической культуры своей профессиональной деятельностью: Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: Тезисы докладов к Всес. Выготского и современная психология. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.

Как помочь нашим детям избавиться от страха. Слисок литературы Зильберман П. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях на примере школьников старшего возраста: Физиологические основы рациональной организации труда на кон-вейре. Педагогическая деятельность как, процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образованной среде: Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой квалификации на результаты их выступления в ответственных соревнованиях: Материалы к Всес.

Е. П. Ильин психофизиология

Рубрика тематическая категория Психология Тревога как психологическое понятие. Фрейдом и в настоящее время многими учеными воспринимается как разновидность страха. Так, Фрейд наряду с конкретным страхом выделял неопределенный, безотчетный страх , О. Кондаш - о страхе перед испытанием. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего.

М., Кондаш О. Переживания: страх перед испытанием. — Киев, Кондаш О. Шкала классического, социальноситуационного страха, волнения .

Даже при отличном знании материала не покидает волнение и тревога, специалисты определяют это состояние как экзаменационный стресс — нервное переживание из-за оценки способностей. Согласно проведенным исследованиям, экзаменуемые подвержены частым головным болям, у них присутствуют симптомы тошноты и диареи, а также нарушается пищевое поведение.

Стресс перед экзаменом ухудшает память, затрудняет речь и мыслительные процессы. Как же справиться с волнением и тревогой перед экзаменами? Признаки экзаменационного стресса Признаки стресса ощущаются на физическом, поведенческом и эмоциональном уровне. На физическом уровне присутствуют боли в животе, потливость, учащенное сердцебиение, появляются симптомы кожного зуда, астматические проявления.

Эмоциональные признаки выражаются в угнетенном настроении, раздражительности, нарушении памяти, плаксивости и импульсивном поведении. Человек не может контролировать проявление эмоций, симптомы ухудшаются при отсутствии полноценного отдыха. На поведенческом уровне стресс выражается в неконтролируемых движениях.

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Так, Фрейд наряду с конкретным страхом выделял неопределенный, безотчетный страх , О. Кондаш - о страхе перед испытанием.

A61B5/16 - устройства для проведения психологических опытов (испытания профессиональных социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша (Кондаш О. Шкала классического социально-ситуационного страха, волнения. .. Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и.

В чем же причина этого волнения? Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервозное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, нервничаешь. Педагог и композитор С. Майкапар считал причиной волнения неправильную работу и непродуктивные домашние занятия. Станиславский признавал причиной волнения повышенное самолюбие, тщеславие и гордость артиста, которые, не получив подтверждения, приводят к страху.

Коган поддерживал эту точку зрения: В качестве доказательства этой мысли он приводит примеры самобичевания исполнителя, сопровождающего предконцертное состояние. Но это не причина, а следствие волнения, которое усиливает все мысли и переживания, преувеличивая до гигантских размеров воображаемую неудачу или успех выступления. Волнение перед выступлением весьма многолико в своих проявлениях: А словацкий исследователь О.

Но характер эстрадного волнения , как утверждает А.

6.1. Эмоции ожидания и прогноза

Характеристика различных эмоций Е. Эмоции ожидания и прогноза Волнение В психологии эмоций волнение не рассматривается как самостоятельная категория. Оно является скорее бытовым понятием, отражающим состояние беспокойства, ситуативной тревожности, страха.

Имеет значение и волнение человека (эмоциональное возбуждение) перед а О. Кон-даш () — о страхе перед испытанием. Ф. Перле (Perls, Кондаш О. Волнение: страх перед испытанием. Киев, 1.

Эмоции ожидания и прогноза Считается, что предстартовая лихорадка и предстартовая апатия мешают эффективному выполнению деятельности. Однако практика показывает, что это не всегда так. Во-первых, нужно учитывать, что порог возникновения этих состояний у разных людей неодинаков. У людей возбудимого типа предстартовое эмоциональное возбуждение значительно сильнее, чем у лиц тормозного типа.

Отсюда необходим учет индивидуальных особенностей эмоциональной возбудимости и реактивности разных людей. Во-вторых, в ряде видов деятельности состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешности деятельности например, при кратковременной интенсивной деятельности. Так, известная в свое время польская бегунья, рекордсменка мира в беге на и м И. Киршенштейн Шевиньская так описывала свое типичное стартовое состояние: Вероятно, отрицательное влияние предстартовой лихорадки зависит от ее длительности и вида работы.

Олимпийская чемпионка по плаванию Г.

Тревога. Тревога как психологическое понятие.Понятие «тревога» было введено в психологию 3

Фрейдом и в настоящее время многими учеными рассматривается как разновидность страха. Так, Фрейд наряду с конкретным страхом выделял неопределенный, безотчетный страх , О. Кондаш — о страхе перед испытанием. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение.

В связи с этим тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.

Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л., Киколов А. И. № 7. С. Кондаш О. Волнение: страх перед испытанием.

Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру — 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру —4.

Совет психолога: как преодолеть страх перед экзаменами?

Categories: Без рубрики

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно достижима! Узнай как это сделать, нажми здесь!